Есть поразительная статистика: положительные кино-, да и книжные герои, убивают и калечат гораздо больше персонажей, чем злодеи. Их образ, восходящий к средневековым водителям, предписывает абсолютное равнодушие к чужим жизням. Но было ли европейское средневековье на самом деле кровавым? Действительно ли человеческая жизнь не стоила ничего, и когда эта стоимость появилась? И кто считался главным злодеем эпохи?
Советский журналист Всеволод Овчинников едва не попал впросак, заказав себе визитки «Собственный корреспондент "Правды" в Англии». «А в Шотландию и Северную Ирландию вы ездить не собираетесь?» - спросили его британцы. Каждый из нас хоть раз да попадал в щекотливую ситуацию, назвав каталонца испанцем или аландца - финном.
История Европы, в которой мы так часто бываем и к жителям которой себя причисляем, пестра и замысловата. А главное – почти совершенно нам неизвестна. То, что нам рассказывали в школе, было давно, да и не всегда правда. Мы слабо себе представляем, почему в Швейцарии говорят на трёх языках, отчего про бельгийцев рассказывают анекдоты как про чукч, зачем и куда европейские монархи изгоняли евреев, кто там потомок кельтов, а кто – галлов и какой у кого процент генов неандертальца и хомо-сапиенса.
В конце концов, кому, как не жителям «самого европейского города России» пристало понимать корни менталитета и жизненных ценностей европейцев? Чтобы с умом взглянуть их глазами на нас самих? Чтобы понять, к окончательному ли закату подошла родина современной цивилизации?
Разберём последовательно: шаг за шагом.
14+
Фрагмент лекции "Зачем вообще любить людей? Гуманистическая традиция и Грета Тунберг".