22.06.2015
На лекции «От Петрограда до Ленинграда» Льва Лурье мы узнали о том, что основной формой среднего образования в дореволюционной России была гимназия, через которую лежал прямой путь в университет.
С 1926 года понятие «сессия» отменяется. Система начинает напоминать западную. Чтобы получить диплом о высшем образовании, студент должен был сдать примерно 75 экзаменов. Он мог сдавать их на протяжении 7 лет. После окончания гимназии можно было поступить в Петербургский университет и Технологический институт. Если студент закончил реальное училище, то, чтобы поступить в эти учебные заведения, ему необходимо было сдать еще латынь и греческий.
Самый большой конкурс был в Институт путей сообщения, т.к. железнодорожники много получали, а также в Горный институт, Институт гражданских инженеров и в Электротехнический институт.
Студент считал, что он должен страдать за родину и социальную справедливость. Поэтому студенты были страшно неспокойным племенем, которое на 95 процентов состояло из приезжих.
В литературе того времени было три главных любимца, которых читали все: Леонид Андреев, Максим Горький и Александр Куприн.
Петербургский художник Александр Бенуа и театральный деятель Сергей Дягилев основывают объединение «Мир искусства».
Сергей Дягилев вывозит русский балет во Францию: он снимает театр в Париже, заказывает плакаты и начинается первый «Русский сезон». Французы видят на сцене невероятную историю.
Прекрасный Серебряный век был прерван Февральской революцией, ее жертвами. Гибелью старого Петербурга.
С 20-х годов большевистский режим становится все больше похож на Российскую империю и даже не времен Александра III, а Петра Великого. Идеология – часть имперской политики: шаг
в сторону – побег, конвой стреляет без предупреждения. Тем не менее, это годы ленинградской школы художников, расцвета театра оперы и балета им. С. М. Кирова, «Трилогии о Максиме», «Чапаева», Тракторной улицы, дома Фомина и Левинсона на Карповке и, что может быть главное, знаменитой Детской редакции Государственного издательства (Детгиза).
Ленинград того времени – Афины и апокалипсис в одном флаконе. О нем – следующая лекция Льва Лурье.