Живой Петербург со Львом Лурье

Оставить заявку


Еще покойный Николай Некрасов остроумно отметил: "В столице шум, кричат витии, идет словесная война". Во все времена столица России представляла собой ничем не похожий на остальную страну мир. Все эстетические, экономические и исторические процессы шли здесь гораздо быстрее. Петербуржец был русским человеком во всем его развитии - осведомленным, начитанным и наслышанным, близким к властным рычагам, по существу - особым человеком. И город соответствовал этому в полной мере.

Этот фундаментальный курс из десяти лекций последовательно рассказывает об объективном изменении архитектуры, эстетики и социальной структуры Петербурга-Петрограда-Ленинграда, - и об эволюции самоощущения горожан.

Цикл начался с краткого рассказа о майской поездке Льва Лурье в США для выступления в тамошних университетах:

Скорее всего, Ленин умер не своей смертью. Лучшие американские медики пришли к этому мнению независимо от российских историков. Подробности - в New York Times и Washington Post.

www.nytimes.com/2012/05/08/health/research/lenins-dea..,  www.washingtonpost.com/lifestyle/style/medical-sleuth..

Содержание встреч.

Лекция 1. Из Таганрога в Петербург. Елизавета как Хрущев. Москва в Петербурге XVIII века. (прошла 19 июня).

Как детские травмы Петра Первого повлияли на план и облик города – и каковы четыре здания, оставшиеся с тех времен. Почему Расстрелли был гастарбайтером, а Трезини не был архитектором. Есть ли связь между целомудренностью императриц и красотой улиц. Зачем Елизавета Петровна лично встречала все суда с тканями и украшениями. Когда Латинская Америка стала нам ближе Амстердама. Какая деревня в черте городского центра просуществовала до середины XX века. Об этом, о том, почему лучшие дворцы Петербурга непригодны для жизни, и о многом другом - на этой лекции. 

Лекция 2. От гламурного роккоко к классицизму "Третьего Рима". Парк как образ рая. Лучшее из наследия Екатерины. (прошла 26 июня).

Почему Питер не так сильно пострадал от бомбежек Гитлера, как Лондон и Сталинград. Что стояло за стремлением Екатерины к просвещению и облагораживанию России. Что означало выражение “попасть в случай”, и что хорошего дал Петербургу и России Фаворитизм, который при Екатерине был частью государственного хозяйства. Каково это - жить во дворце, и зачем Екатерина сама стирала белье. Почему в Канаде разговаривают на 2-х языках. Какая может быть связь между Вальтером Скоттом и Православной церковью.

Лекция 3.  От Павла до Александра I. Государственный заказ на архитектуру. Три типа петербургских дам. Визуальные эффекты Росси. "Русский Гамлет".  (прошла 3 июля. В том числе,  лекцию посетил консул Германии).

Почему Петербург не любит людей - и чем он напоминает театр. Почему только тоталитарная власть способна создавать такие города - и какие три столицы построены с аналогичным размахом. Какой город копировал "царь царей" Александр после петровского Амстердама - и кто выиграл тендер на архитектурный госзаказ. Когда парадный Петербург стал таким, каким мы его видим сегодня - и почему "русский ампир" не слишком уютен.

Лекция 4. Петербург времен Николая I. Апогей самодержавия: Николай Павлович и Владимир Владимирович: - сходство и различие. Не царь, но лицедей. Бегство из Рима в Византию. Смерть: яд, нервы, воспаление легких?
 (прошла 10 июля)

Царь-поклонник Вальтера Скотта и цензор каждого нового фасада, - а десяток новых дворцов в Петербурге - следствие плодовитости монаршей семьи. Девиз Николая I - никаких кортежей! Новогодняя елка и лучшие архитекторы: все из Пруссии. Уродство Исаакия на фоне трехэтажного Петербурга.

Что оставила после себя эпоха самого воинственного царя и коллекционера оружия:

• Еще величие России и уже загнивание Европы: вплоть до севастопольского краха.

• русский национальный стиль.

• позор от поражения и неизбежность реформ в наследство.

Лекция 5. Китч Александра-II и его сходство с Ельциным. "Новые русские" и их дворцы. Обезображенный Петербург 1860-1880-х. (прошла 17 июля)

Последствия штукатурной архитектуры времен Александра II для голов горожан. Как экономический кризис во Франции изменил моду в Петербурге.Оказывается,  80 % литературных произведений, которые принято называть Русской классикой, созданы в очень короткое время, - а произведение "Анна Каренина" исчерпывающе его описывает. Какую пользу принесла стране продажа Аляски и какой вред - отмена крепостного права. Почему в России приживается только немецкая модель образования и почему середнячку В. И. Ленину в гимназии "жизнь медом не казалась". Что население росло быстрее, чем в Африке, а дети любовницы царя стучали ножками над головой царицы.

Лекция 6. Александр III - тринадцать лет передышки после Великих реформ». Замороженная Россия. Поиски «Русскости». «Пока царь ловит рыбу, Европа может подождать». От прерафаэлитов к Нестерову и Васнецовым. (прошла 24 июля).

Как подчеркнуто скупо жили 108-киллограмовый император и его миниатюрная жена – танцовщица и какие четыре грамматических ошибки Александр-III делал в слове «ещё». О том, когда священники стали играть роль политруков, а рубль стал конвертируемым. Чем Спас на Крови напоминает вторую сцену Мариинки , а Вырица – Рублевку. Почему России противопоказана свобода и как дружба с Францией погубила дом Романовых. Почему мужчины стали заправлять брюки в сапоги, а дамы носить рукава-«окорока». Что Лев Толстой зарабатывал в два раза больше Достоевского и почему набережные Петербурга украсились «красной кирпичной архитектурой».

Лекция 7. Николай II - русская смута, экономический подъем, взлет искусства. Почему Петербургскую сторону называли «парижеской». Город как социальная машина, делающая из крестьян – петербуржцев. Как эта машина сломалась.. (прошла 31 июля).

К чему приводила Николая II его застенчивость и страсть к wellness - и почему его немецкая супруга говорила с английским акцентом. Кто проводил кастинг Распутиных для царской семьи - и кто в нем участвовал. Что Одесса была третьим по величине гордом Империи, а Брюссель с Барселоной послужили прототипами Петроградской стороны - и почему земля на ней подорожала в 1000 раз. Чем Кшесинская напоминала Пугачеву, рабочие Путиловского завода - таджиков-гастарбайтеров, а казаки - ОМОН.
Что архитектор П. Сюзор - абсолютный рекордсмен по количеству построенных домов в Петербурге, а финские художники и архитекторы конца XIX века - учителя русских. Что в России две особенности: "всемирная отзывчивость" и "демонстративное потребление" - и как на этом зарабатывали компания Зингера и купцы Елисеевы.

Лекция 8. От Петрограда до Ленинграда. Годы войн, революций, конструктивизма, «Серапионовых братьев», террора, НЭПА, строительства проспекта Сталина и Дома Советов. (прошла 7 августа).

Беседа посвящена периоду, когда пиво, жесть, керосин и самовары стали продуктами массового спроса, а загранпоездки школьных учителей и студентов - нормой. Когда Малевич и русские художники сделали Петербург мировой столицей изобразительного искусства, а 100% городских детей получали школьное образование. Когда Дягилев приватизировал балет и Россия стала законодателем театрального искусства и декораций. Когда женщина впервые одела брюки, а в Петербурге наконец-то появился дом, построенный именно так, как мечтал Петр I.

Лекция 9.  "Лечь на дно как подводная лодка …”. Не столица и не провинция. Ленинград как столица коммунистического мира. Сталин съел Зиновьева. Зачатки второй культуры: выжившие акмеисты, художники-«формалисты», ОБЕРИУ. Ленинградский конструктивизм. Идея Дома Советов и особенности Московского проспекта. Чистки 1930-х. Что мы знаем, а что не знаем про Блокаду. Жданов как второй человек государства. Разгром 1949 года.  (прошла 14 августа).

Чем Горький был похож на Сороса , а матроска - на Adidas. Как пьянство спасало Жданова от участия в "тройках" и в чем состоял героизм Ахматовой. Как долго длился период "бумажной архитектуры" и какое здание советская власть построила в Петрограде первым. Чем прославилась Тракторная улица за рубежом, и какой дом - лучший за все "70 лет октября". Что такое "Селитебные районы" и где должен был располагаться новый центр Ленинграда. Как выживали таланты при Сталине - и почему самые гениальные произведения той эпохи - балет и детские книжки. Почему танки Гитлера были переброшены с Пулковских высот и когда именно началась настоящая провинциализация нашего города.

Лекция 10. Город в 1949-85 годах. (прошла 21 августа).

Почему Сталин считал всех граждан, имеющих национальную родину за пределами СССР потенциальными врагами - и как это связано с тем, что сейчас филфак - это языковые курсы, а СПбГУ в целом - ПТУ. Где на Невском построено худшее из зданий "сталинского ампира" и чем радовали народ рестораны при Хрущеве. Каким был "второй серебряный век" русской литературы и почему он мог бы быть гораздо более ярким, чем серебряный век до революции. Первые выставки, первые квартирные семинары. КГБ и КПСС расходятся во взглядах на "вторую культуру". Изгнания и трагедии Нуриева, Барышникова, Довлатова, Рейна. Почему преследовали не всех, зачем Бродский ходил с контрабасом, за что избили Лихачева - и как повлияла "выставка такелажников" на судьбу директора Эрмитажа. Чем примечателен Брежневский стиль в архитектуре, и на месте какого храма стоит концертный зал "Октябрьский". Почему Пулково-I - самое приличное сооружение "эпохи Аллы Пугачевой", а Питер и сегодня похож на Москву так же, как старая добрая Англия на США.

Перед лекцией можно было приобрести книги Льва Лурье, а после ее окончания - получить автограф. 

книга Лурье.jpg








Отзывы