-
Даты проведения:31.01.2026 - 16.05.2026
-
Ведут:
-
Организатор:Григорьева Ольга Дмитриевна (ИП) (оферта)
-
Стоимость:До 15 января - 75 000 рублей. После 15 января - 85 000 рублей
-
Состав курса:14 лекций с обсуждениями
-
Место :Европейский Университет, Гагаринская ул. 6/1, Профессорская гостиная.
-
Формат:одна встреча в неделю: три часа разговора с перерывом на красивое чаепитие
-
Время:по субботам 12:00 - 15:00
-
Партнер курса:Курс реализуется в партнерстве с Европейским Университетом в Санкт-Петербурге
-
Узнать детали:На вопросы ответит менеджер курса Валентина Пахомова, +7-993-258-24-68
Программа курса
У вас - Нева, у нас - Москва
Наталия Мазур
Первый проректор Европейского университета в Санкт-Петербурге Профессор факультета истории искусств. Кандидат филологических наук.
31 января
Две столицы всегда противопоставлялись и сопоставлялись – ну а как ещё происходит понимание самого себя? Петербург всегда был для Москвы значимым другим - и наоборот. Но не только.
Вглядываясь друг в друга, две столицы пытались понять свои отношения с остальной Россией.
Поговорим о том, как в разные времена соотносились между собой два идеальных типа - петербургский и московский, что их сформировало, как они пережили социальные потрясения ХХ века и что их ждет дальше, в мире глобальной культуры.
Точка зрения
Илья Доронченков
Искусствовед
7 февраля
Петербург, всегда смотревший на Европу, не просто копировал, а переосмысливал зарубежное искусство, чтобы создать свой собственный, уникальный Серебряный век. Кто были те люди, которые привозили европейское искусство в Петербург? Как петербуржцы принимали иностранное искусство и как оно влияло на них самих и их творчество, вкусы?
Художник и муза
Антон Успенский
Ведущий научный сотрудник Русского музея. Искусствовед, историк искусства, художник, литератор. Автор монографий "Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской живописи 1920-1930-х годов", "Роберт Фальк. Счастье живописца", "Как стать искусствоведом".
14 февраля
Ученица Филонова. Любовь Хармса. Портретист и иллюстратор. Режиссер домашних хэппенингов. Автор скандальных воспоминаний. Модель фотосъемок-римейков. Хозяйка артистического сборища. Алиса Ивановна Порет – великая, скромная, непревзойденная.
Портрет человека, его общества, той эпохи.
Петербургские дневники
Светлана Ершова
Кандидат искусствоведения, член Союза художников, критик, лектор Русского музея.
21 февраля
Уточняем содержание встречи со спикером
Моя петербургская семья
Ольга Хорошилова
Кандидат искусствоведения, профессор Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, историк искусства и костюма. Автор множества книг по истории моды, искусства и культуры повседневности.
28 февраля
Многие предки искусствоведа Ольги Хорошиловой – родом из Санкт-Петербурга. Большинство ярко проявили себя в различных областях: искусстве, военном деле, медицине, моде, литературе. Они были знакомы и дружили с выдающимися деятелями русской культуры. Кузмин и Блок, Ахматова и Гумилев, Ив Сен-Лоран и Шанель, Дягилев и Шостакович, Лиля Брик и Плисецкая – эти имена звучали в семье. Прозвучат они и на встрече. Рассказ о наиболее любопытных страницах семейной истории, которую Ольга бережет и изучает, и о людях, которые в эту историю вплетены.
Императорский адюльтер: как в любовной переписке говорить про «это»
Юлия Сафронова
Доцент факультета истории Европейского Университета в Санкт-Петербурге
14 марта
Император Александр II и его возлюбленная Катя Долгорукова оставили подробную летопись своих отношений, ежедневно фиксируя в письмах друг другу мельчайшие детали встреч, прощаний и разговоров. Мы постараемся посмотреть на их отношения не как на уникальный эпизод великосветской хроники, когда царствующим император, овдовев, женился на подданной, а как на историю двух людей, которые по стилю вполне могли бы быть нашими современниками.
Попробуем понять, как эти два человека, будучи заложниками обстоятельств и своего положения в обществе, ухитрялись оставаться обычными влюбленными - мужчиной и женщиной своего времени. Создадим интимный, - и в каком-то смысле двусторонний - портрет людей, зажатых между долгом и истинными чувствами
Влюблённый в Петербург
Елена Грачева
Филолог, преподаватель Санкт-Петербургской классической гимназии, РГИСИ, Петербургской школы нового кино, Мастерской "Сеанса", Приглашенный преподаватель Европейского университета, Член правления фонда AdVita
21 марта
Петербуржец, которого Дмитрий Лихачев назвал «последним русским интеллигентом».
Он написал самую нежную, тонкую, точную книгу о неповторимости Петербурга. Ему принадлежат самые удивительные и вдохновенные экскурсии по Петрограду-Ленинграду в 1920-е годы, когда, казалось, позволено было говорить только о революциях и восстаниях. Именно его вспомнили градозащитники в конце 1980-х, когда родилось мощное и яркое движение, спасшее город от неминуемого разрушения.
Но Николай Павлович Анциферов - …не из Петербурга. Уроженец юга, сын директора ботанического сада, медиевист по образованию: как он стал главным автором для историков Петербурга – и всех, кто сейчас всматривается в душу этого города? Что он считал неотъемлемыми чертами петербургского гения места, в чем видел его красоту – и трагизм его судьбы?
Посмотрим как становятся петербуржцами, которых помнят веками.
Незаметная интеллигенция Петербурга
Екатерина Мельникова
Кандидат исторических наук, доцент факультета истории Европейского университета в Санкт-Петербурге, заведующая отделом этнографии восточных славян и народов европейской части России Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). В 2005–2007 годах — координатор Центра устной истории ЕУСПб.
28 марта
Представители того странного слоя незаметной интеллигенции первой половины XX века, которая пыталась найти своё место в послереволюционной стране, лавируя в мире стремительно меняющейся конъюнктуры. Судьбы, каждая из которых достойна отдельного романа. Энтузиаст-краевед, основавший Общество по изучению Лесного и Музей Северных окрестностей Ленинграда. Авантюрист в духе героев Ильфа и Петрова, мифологический трикстер, обещавший решить все проблемы. Выпускница первого в России этнографического отделения, созданного в ЛГУ, не имевшая возможностей проводить полевые экспедиции.
Сергей Безбах, Николай Греков и Мария Торэн. Поговорим о типичных петербургских людях, чьи имена неизвестны нам, обывателям. О том, что их связывало, как складывались их извилистые биографии, как они искали себя в мире неопределённостей, переоценки ценностей и крушения надежд. Ведь имя им – миллион.
Они воспитали поколения
Александр Бутягин
Историк и археолог. Заведующий сектором античной археологии Северного Причерноморья Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа.
4 апреля
Личности ярких подвижников, создававших будущих учёных. Истории из собственной жизни, наблюдения за теми кто оказывал влияние на интересы эрмитажными деятелями и их влиянием на "чисто петербургского ребенка".
Театральный петербургский человек
Марина Дмитревская
Известный театральный критик, автор тысяч статей и многих книг, основатель и бессменный главный редактор «Петербургского театрального журнала», признанный эксперт в области театрального искусства.
11 апреля
Драматург. Актер, писатель, режиссер. Художник и писатель. Каждый из них в своем творчестве нес дух этого города: первый - его рефлексию и лирику, второй – гротесковую «умышленность», третий – художественный регламент, монохромную фактуру и визуальную память «рисовального человека» на детали городской жизни и ее типов.
Александр Володин, Сергей Юрский. Эдуард Кочергин: три великих театральных человека, отразивших дух Ленинграда-Петербурга. Все трое делали театр, воплощая петербургское сознание. Почему Юрский все-таки не московский актер, а ленинградский? Почему Володин – ленинградский, а не московский? Как детдомовец и уголовник мог стать истинно петербургским типом? Об этом и поговорим.
Ленинградский наш винтаж
Маша Гончарова
Декоратор, дизайнер, коллекционер, куратор художественных проектов.
18 апреля
Место максимального сосредоточения антикварных магазинов в нашем городе – до сих пор район Гагаринской. Ветошный рынок Соляного, музей Штиглица, залы первых промышленных выставок: район продолжает жить инерцией процесса перехода вещей от одних людей к другим.
Но кто эти незаметные петербургские люди, находящие, подбирающие, реставрирующие старые игрушки, утварь, одежду? Почему они считают, что эти вещи наполняют и дополняют собой их жизни?
Вспомним реальные человеческие истории, опишем характеры, нарисуем образы — в том числе через истинно петербургские предметы и коллекции.
Свои и чужие. Подчеркнуто многоконфессионально
Лия Чечик
Директор-организатор Школы искусств и культурного наследия Европейского Университета. PhD, историк искусства, куратор. Член Московского союза художников и Ассоциации искусствоведов. Куратор выставочных проектов.
25 апреля
Что значит "быть своим" в многонациональном Петербурге? Приспособится и перенять – или дать что-то взамен? Раствориться, чуть-чуть изменив химический характер городского раствора, или лежать экзотическим камушком на дне общественной реторты?
Посмотрим как иудейские диаспоры, сохраняя свою идентичность, со временем становились частью петербургского кода, как повлияли на "содержание" и на портрет петербургского человека. Увидим, что и кто конкретно вложил и вкладывает в городскую культуру, бизнес, науку – и откуда черпает вдохновение.
Сфотографируй меня для истории. Что на наших снимках будут искать и ценить потомки?
Мария Гурьева
Доцент Школы искусств и культурного наследия Европейского Университета в Санкт-Петербурге. Преподаёт историю и теорию фотографии, кураторские и выставочные практики. Соосновательница и соорганизатор международной конференции по визуальным исследованиям, истории и теории фотографии «После (пост)фотографии»
18 мая
Было/стало: разглядывать сопоставления городских пейзажей интересно только когда ты их узнаёшь. А когда на таких фото - необычно одетые люди или непривычные предметы обихода, с особенной остротой понимаешь: они ходили по этим же улицам и были такими же, как мы.
Посмотрим, как проявляется в повседневной фотографии пространство города и образ человека, живущего в этом городе. Поговорим о самоощущении и самоидентификации тех, кто наследует город у людей со снимков. Разберём как каждодневные фотографические привычки формируют нашу индивидуальную культуру и коллективную