Петербургская идентичность

Подробности:
Александра
+79213311301
записаться и оплатить
подарить сертификат
  • стоимость:
    170000
  • состав курса:
    27 лекций с обсуждением
  • место:
    Arts Square Gallery, Санкт-Петербург, ул. Итальянская, д.5, второй этаж
  • формат:
    одна встреча в неделю: три часа разговора с перерывом на красивое чаепитие
  • время:
    по субботам 12:00 - 15:00

Первое занятие - 27 сентября 2025, Суббота
Очередность блоков может быть изменена.

Каждый модуль – авторский,
его ведет яркий практик, широко известный в профессиональном сообществе.

Программа курса

Петербургская идентичность

Вступление

Лев Лурье

Основатель Дома культуры Льва Лурье. Лауреат премии «Золотое перо» как лучший журналист года, Анциферовской премии за труды по истории Петербурга и множества наград за телефильмы. Автор многих книг по истории России и Петербурга.

27 сентября

Самость Петербурга

Самый северный мегаполис мира. Самый крупный провинциальный город Европы.

«Предумышленный» — построен не из экономических, а из политических соображений. Разрывает с древнерусской традицией.

Две гуманитарные катастрофы: 1918-1921 и 1941-1944. Контраст между статусом, размером населения, культурными богатствами и возможностью самореализации.

Меньшая ориентация на карьеру и богатство чем в Москве. Слабая «первая» и сильная «вторая» культура. Пьянство, склонность к рефлексии и «ненужным» знаниям.

Блок 1. Архитектура

Максим Атаянц

Архитектор и художник, преподаватель истории архитектуры и архитектурного проектирования. Заслуженный архитектор РФ, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук .

4 октября, 11 октября, 18 октября

Классицизм в разных его вариантах и изводах – родной язык петербургской архитектуры.

Изучаем опыт тех мастеров, которые в огромной степени сформировали облик нашего города. Валлен-Деламот. Тома де Томон.

Росси. Монферран. Каждый из них воспроизводил античный идеал так, как мыслил его себе и как диктовала быстро меняющаяся эпоха.

Блок 2. Проза

Никита Елисеев

Знаменитый петербургский библиограф, один из тех, на ком держалась высокая репутация государственной Публичной библиотеки (РНБ). Литературный критик, публицист и комментатор, переводчик книги Себастьяна Хафнера «История одного немца».

25 октября, 1 ноября, 8 ноября

Ленинградская фантастика 60-х. До-стругацкая (Илья Варшавский, Геннадий Гор, Север Гансовский, Вадим Шефнер) и её зенит – Братья Стругацкие.

Рид Грачёв - незамеченный гений, мрачный, почти безумный и Сергей Довлатов, прославленный, наипопулярнейший и прежде всего, поверх всего добрый.

Дмитрий Горчев и Самуил Лурье - два непревзойдённых стилиста ленинградской прозы, создатели настоящих шедевров, каждый на своём поле, в своём пространстве".

Блок 3. Музыка

Константин Учитель

Профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, доктор искусствоведения. Историк театра, музыкальный критик. Автор и продюсер ряда художественных акций, сочетающих элементы театра, концерта и перформанса

15 ноября, 22 ноября, 29 ноября

Петербург: звуковая среда, музыкальный ландшафт и звуковой образ.

Петербург: история обретений и утрат.

Персонажи. Наши классики и наши современники.

Блок 4. Живопись

Антон Успенский

Ведущий научный сотрудник Русского музея. Искусствовед, историк искусства, художник, литератор. Автор монографий "Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской живописи 1920-1930-х годов", "Роберт Фальк. Счастье живописца", "Как стать искусствоведом".

6 декабря, 13 декабря, 20 декабря

«Союз молодёжи»: Михаил Матюшин, Елена Гуро, Николай Кульбин, Михаил Ларионов, Владимир Бурлюк, Наталья Гончарова, Ольга Розанова и другие.
«Круг художников»: Вячеслав Пакулин, Александр Русаков, Александр Самохвалов, Алиса Порет, Александр Ведерников, Лидия Тимошенко и другие.

«Арефьевский круг»: Александр Арефьев, Рихард Васми, Шолом Шварц, Владимир Шагин, Валентин Громов.
«Новые художники»: Тимур Новиков, Бугаев (Африка), Виктор Цой, Георгий Гурьянов, Мамышев-Монро, Ольга Тобрелутс и другие.

«Некрореалисты»: Евгений Юфит и сподвижники.
«Митьки»: Дмитрий Шагин, Виктор Тихомиров, Владимир Шинкарёв, Александр и Ольга Флоренские.
«Новые тупые»: Вадим Флягин, Игорь Панин, Сергей Спирихин, Инга Нагель, Владимир Козин, Максим Райскин.

Блок 5. Кинематограф

Василий Степанов

Кинокритик. Шеф-редактор журнала «Сеанс».

17 января, 24 января, 31 января

«Ленинградская школа кино» и «Ленфильм» оттепели и шестидесятых.

Ленинградская школа эпохи «застоя». Фильмы о поражении как высшем моменте в жизни нации или человека.

Закат «ленинградской школы». Последние представители «ленинградской школы», дебютанты восьмидесятых.

Блок 6. Мода и стиль

Мэган Виртанен

Историк моды, культуролог, автор книг "Советская мода" и "Советская красота"

7 февраля, 14 февраля

ХVIII и ХIХ век: что говорили о петербургском стиле русские писатели 19 века?

XX и XXI век. Как миф о петербургском стиле оформлен сейчас и что может стать с петербургским стилем в будущем?

Блок 7. Театр

Марина Дмитревская

Известный театральный критик, автор тысяч статей и многих книг, основатель и бессменный главный редактор «Петербургского театрального журнала», признанный эксперт в области театрального искусства.

21 февраля, 28 февраля, 7 марта

Петербург – начало и родина русского театра. ХVIII, ХIХ, начало XX века.

Ленинградский театр 1950-1980 годов. Театр Комедии. Акимов. БДТ. Товстоногов. Театр Ленсовета. Владимиров. «Ленком». Опорков. МДТ. Додин. Александр Володин и его реформа театра.


Петербургский театр 80-90-х.
Новая волна, Праудин, Козлов, Бутусов, Могучий.
Художественная топография сегодняшнего петербургского театра – от БДТ и МДТ до «негосов». Додин, Могучий, Фокин, Рощин, Козлов, Театр Ленсовета.

Блок 8. Поэзия

Елена Грачева

Филолог, преподаватель Санкт-Петербургской классической гимназии, РГИСИ, Петербургской школы нового кино, Мастерской "Сеанса", Приглашенный преподаватель Европейского университета, Член правления фонда AdVita

14 марта, 21 марта, 28 марта

Эсхатологический миф в петербургской поэзии. Александр Пушкин «Медный всадник». Михаил Дмитриев «Подводный город». Яков Полонский «Миазм». Зинаида Гиппиус «Петербург».

Сатира, ирония, сарказм, абсурд. Николай Некрасов «О погоде». Александр Блок «Как тяжко мертвецу среди людей…». Саша Черный «Все в штанах, скроенных одинаково…». Даниил Хармс «Постоянство веселья и грязи».

Мистические встречи как петербургский сюжет. Александр Блок «Незнакомка». Николай Гумилев «Заблудившийся трамвай». Анна Ахматова «Девятьсот тринадцатый год. Петербургская повесть» (Из «Поэмы без героя»).

Блок 9. Балет

Арсений Суржа

Театральный и балетный критик. Автор ведущих российских изданий: «Театр», «Аргументы и Факты», «S7 Media». Лектор главных образовательных площадок Санкт-Петербурга: Манеж, Дом Книги, Библиотека им. Маяковского. Программный директор лаборатории балетной критики в Библиотеке им. Маяковского.

4 апреля, 11 апреля

«Спящая красавица» (1890) П. И. Чайковского – истинно петербургский балет.

Современные тенденции. Лучшие постановки и составы.

Финал

18 апреля

Заключительная праздничная встреча - сюрприз.

Регистрация и оплата

Отзывы

26.08.2025
Наталья
Этот курс для тех, кто любит Петербург и не знает, как любить его ещё больше. Здесь расскажут =)

Это шанс оказаться в прекрасной компании с интересными людьми. Каждый спикер – мастер своей сферы, слушать их интересно, учиться у них бесценно. Здесь можно раз в неделю погрузиться в атмосферу особой одухотворённости. При этом по-земному всё тоже хорошо: продуманная организация, начиная с утреннего кофе, любопытные лекторы, комфортное место встреч. Ни минуты не пожалела, что вписалась в эту историю. Внезапно заинтересовалась балетом, под другим углом взглянула на поэзию, а уж сколько фильмов пересмотрела и книг перечитала – несчесть.

Теперь с гордостью говорю, что я дипломированная петербурженка =)) Но и питерцем себя называю не менее смело =)

Жалею только, что эта история закончилась, но ДК Лурье обязательно приготовит нам что-то новое.
15.08.2025
Ксения
Каждый четверг, на протяжении семи месяцев,  иногда вопреки личным драмам и внешним катаклизмам, я, как штык, была на Миллионной, а потом на Итальянской улице. Потому что это был мой способ жить и дышать. У меня плохой анамнез - я москвичка, переехавшая уже в сильно сознательном возрасте в Петербург. Мне сложно идентифицироваться с ним, как бы я не старалась. И вот появился шанс - этот курс.
Он оказался тоньше и точнее всех моих ожиданий. А они были по московски не скромными ))
Я немного теряюсь с чего начать потоки моего восхищения. С выбора тем? Спикеров? С чудесного организатора-администратора и музы курса Александры?
Этот курс для всех, кто влюблен в этот город, этот курс особенно подойдет тем, кто давно хотел увидеть всю картинку целиком, как, из каких чудесных кусочков сотворен этот город, его история и люди, которые стали ее частью.
05.08.2025
Екатерина
Петербургская идентичность 2024-2025 -это был просто фантастический опыт для  меня.  Весь год планировала так, чтобы , по возможности,  не пропускать встреч по  четвергам !  Каждая встреча - интересный спикер, интересная дискуссия, масса новых знаний и позитивных эмоций, атмосфера праздника и радость встречи  в приятном месте с приятными людьми, влюбленными в свой город. Все было организовано с такой любовью и таким вкусом, что не может не вызывать восхищения. Очень благодарю ДК « Лурье» за этот курс и  рекомендую всем, у кого есть такая возможность, участвовать!!
Екатерина Юнкевич
04.06.2025
Светлана
Петербургская идентичность 2024-2025 стала для меня историей! Историей встреч с интересными спикерами, общение с людьми влюбленными в Санкт-Петербург, в его историю. Первый сезон прошел, очень нужен второй! Встречи по четвергам давали ощущение устойчивости, давали силы дышать. Спасибо организаторам! Очень нужно было и вовремя! Спасибо!

Чтобы оставить отзыв вам необходимо авторизоваться.
Горячее от ДК Лурье в телеграме

Подписаться