«Степан Аркадьич покраснел при упоминании о Болгаринове, потому что он в этот же день утром был у еврея Болгаринова, и визит этот оставил в нём неприятное воспоминание. Степан Аркадьич твёрдо знал, что дело, которому он хотел служить, было новое, живое и честное дело; но нынче утром, когда Болгаринов, очевидно нарочно, заставил его два часа дожидаться с другими просителями в приёмной, ему вдруг стало неловко».
Читая «Анну Каренину», мы не придадим этому отрывку того значения, которое придавали современники, отчётливо понимавшие, кого Толстой изображал под фамилией Болгаринов и каково было «потомку Рюриковичей Стиве Облонскому ждать два часа в приёмной у жида».
Пользуясь снобизмом аристократии и непредприимчивостью городского населения, евреи за три поколения заняли банковскую сферу, ознаменовав начало новой эры строительством в самом сердце империи зданий, подобных тому, с которого мы начнём.
От архитектурной символики дома Вавельбергов перейдём к дому Перетца, именуемому «Диск», дому Шапшалов, дому «Кафталь, Гандельман и К». Оказавшись перед Казанским, не преминём поговорить о еврейских корнях и символах в масонских постройках и в культуре масонства, упомянуть о различиях в структуре алтаря в христианстве и иудаизме.
Так что прогулка не будет ограничена исключительно русско-азиатскими банками Полякова (он же Болгаринов) или «домом Шнеура-Залмана Иоффа». Найдётся в ней место и родоначальнику фарцовки «Галёры» Ефиму Бляйшицу, королю карманников Невского Берлу Горовацкому и Михаилу Кантору, о котором вы ничего не сможете ни нагуглить, ни наяндексить.
Благодарим отель Wawelberg за содействие и возможность посетить интерьеры исторического здания.
Отзывы
Экскурсовод Виктор очень интересно и что важно, с прекрасным по нашему восприятию чувством юмора рассказывал истории и факты. Организаторы были чутки и заботливы. Благодарим за тёплый вечер!