Антон Успенский исследует национальный феномен за четыре эпизода:
1. Приключения картины: от передвижников до современного искусства.
2. Форма картины: казалась девочкой чужой.
3. Содержание картины: Маша против медведей.
4. Плохая и хорошая картина: изучаем рецепты.
Тем, кто называет Россию литературоцентричной, отвечаем: русское визуальное искусство связано с картиной, меряется картиной, даже замещается картиной.
Живописное полотно в сознании русского зрителя заслоняет скульптуру, архитектуру, графику и часто даже отменяет прочие виды искусств.
А ещё оно обязано представлять собой рассказ. Но этого мало: и в профессиональной негласной иерархии именно «картинщики» оказывались главными представителями визуального искусства.
Эпизод первый. Приключения картины: от передвижников до современного искусства
Русская картина от передвижников до современных реалистов: выбор между красотой и правдой как вечный спор соперников-близнецов.
Кого впечатляем – заказчиков, публику или галеристов с искусствоведами? «Родина или истина?». Можно ли оформить литературоцентричность?