Традиционно считается, что в российской политике со времён Николая I люди в погонах лишены субъектности. Что при императорах они слепо служили за родину, веру, государя. При коммунистах подчинялись распоряжениям генсеков. В независимой России – президентов. Что наша армия – послушное орудие в руках исполнительной власти, как в Европе и Северной Америке. Что у нас не было военных переворотов, хунт и прочих латиноамериканских, турецких и африканских путчей.
Внимательный взгляд показывает: это не совсем так. В критические моменты российской истории последних 200 лет российский офицерский корпус или пытался сыграть, или сыграл важную, а иногда и определяющую роль.
Военные имели отношение и к Великим реформам, и к народовольцам, и к сталинской индустриализации, и к выдвижению Хрущёва, и к поражению ГКЧП.
Казнь стрельцов. Мятеж декабристов. Попытка переворота Скобелева. Генеральский заговор 1917 года. Смерть Фрунзе и репрессии военачальников. Роль Жукова и афганских ветеранов. Попробуем последовательно поговорить о том, что происходило в нашей истории гораздо чаще, чем мы думаем.
История №2. Поражение в Крымской войне: военные реформируют страну.
Вот как Россия учится на ошибках. Казалось бы, после подавления декабристов всё хорошо: офицерский корпус превращён в сообщество идеально дисциплинированных, преданных лично царю военнослужащих. Что этого мало становится понятно, только через 30 лет, когда армия и флот проигрывают Крымскую войну.
Наконец-то власти становится очевидно, что для геополитических амбиций России её привычный уклад – огромная, дорогая армия, отсталая промышленность, всеобщее взяточничество, боязнь проявить инициативу, почти полное отсутствие железных дорог и, наконец, крепостное право – больше не годятся.
Понимая необходимость реформ, но боясь, что они могут привести к гибельным для страны последствиям, Николай I позволяет обсуждать возможные преобразования только в узком кругу, негласно. И круг этот – военный.
Во главе – сын императора, генерал-адмирал. С ним – главный военный министр Милютин, управляющий морским министерством Краббе, морской офицер и промышленник Путилов. Эти военные люди и инициируют Великие реформы. Они и возглавят их при Александре II.
Но страна у нас большая, цари несмелые, изменения идут медленно. Война 1877 – 1878 года с Турцией приводит к дипломатическому провалу. Возмущённые самодурством и коррупцией 400 офицеров входят в состав «Народной воли». Генерал Скобелев – аристократ, красавец, смельчак, герой Шипки, - экспромтом берёт на себя инициативу государственного устройства. И вскоре его находят мёртвым в гостинице.
Параллелей не ищем. Просто смотрим на процесс в его временном развитии.