Это не шутка: на европейских картах того времени Россию изображать перестали. Потому что наследство правления Ивана Грозного – череда самозванцев, водивших за собой пьяные толпы по бывшему государству, и поляки в Кремле.
«Достижения (вышедшего из рода татарского мурзы) Бориса были одно грандиозней другого: самая высокая колокольня, самый длинный водопровод, первый каменный мост в Москве. В 1600 г. отлили невиданный по размерам колокол, тогда же решили сделать для нового храма огромный «Господень гроб злат, весь кован и ангелы великие литые… и Евангелие златое, и сосуды златые, и крест злат и всю службу церковную… с каменьем драгоценным и с жемчугом, которым нет цены». Царь Борис как личность до сих пор остается загадкой. В нем так спрессованы и добро и зло, что разобраться невозможно».
Но мы разберёмся. Не столько в «царе Борисе», но во всем, что происходило до и после него. Потому что тогда случилось, возможно, самое важное в становлении русского национального самосознания событие: доселе «безмолвствующий народ» сам, без всякой «роли личности» сумел организоваться и защитить себя. Впервые не хан, не царь, не самозванец, не захватчик, не элиты, а русские люди решали, как им быть. Как началась новая эпоха России – в лекции Евгения Анисимова, которого Лев Лурье называет «самым знаменитым среди нас».
Есть вопросы? Звоните: 8 (812) 701-01-57 (Екатерина).• Не забывайте подписываться на наш канал в Телеграм (там - еженедельная краткая новостная рассылка, а также кое-что ещё)