Как бы не осуждали моду моралисты и серьезные люди за сумасбродство, тщеславие, легкомыслие, непостоянство, она все равно остается безумно привлекательной и таинственной. Ее механизмы не изучены, ее сущность не понятна. Но это не должно нам помешать наблюдать ее проявления. В конце концов, наблюдение — тоже метод познания.
Мода — явление эстетического порядка. Красота — ее кредо. Но вместе с тем мода — не искусство. Она всего лишь двигатель перемен в искусстве, и (почему бы и нет?) двигатель прогресса, хотя бы отчасти. Мода — овеществленное время и инструмент познания истории. Не будь ее, мы бы не отличили ампир от модерна, а атрибуция картин была бы и вовсе невозможна.
Что касается одежды, то это лишь одно из проявлений моды, но проявление очень важное. Одежда позволяет судить о человеке. Умный он или глупый, бедный ли, богатый, сумасшедший или вполне здравомыслящий — все это видно по одежке. «Ты — это то, что ты носишь» — высказывание не самое ошибочное, хотя и резкое.
Если посмотреть на моду в историческом ракурсе и в контексте культуры, соотнести ее с развитием искусства, науки, философии и с представлением человека о самом себе, то откроются поразительные закономерности и глубины. Мода далеко не так пуста, как о ней принято думать.
Так считает автор книги «Модные люди. К истории художественных жестов» София Азархи, художник, теоретик моды, обладатель награды Союза дизайнеров России «За вклад в развитие дизайна», лауреат международной Биеннале современного искусства (Финляндия).