Наши пространства, открытые границы и суровый климат не позволяют русской политической системе идти на диалог, многоголосие. Государство - почти всегда основано на "властной вертикали". Руководители, вожди, демиурги не приучены отступать, идти на компромисс. Поэтому смене курса, как правило, предшествует катастрофа, кризис. История непрекращающейся, то кровавой, то бескровной Гражданской войны - в новом цикле Льва Лурье с 1 декабря, по понедельникам. <br />
<br />
Лекция 1. «От Аввакума до Рябушинских». Смысл и значение никоновской реформы православия. Боярыня Морозова и другие борцы с нововведениями. Старообрядцы на Урале, в Сибири, на Дону. Кладбища как общинные центры. Старообрядчество и стрелецкие бунты. Выг. Поповцы и беспоповцы. Основные старообрядческие толки. Коллективные самосожжения. Старообрядцы и бизнес. Раскольники. Миллионеры. Попытка уничтожения раскола при Николае I. «В лесах» Мельникова-Печерского: старообрядчество середины XIX века. Петербургские старообрядцы и их вожди. Громовы и Кокорев. Старообрядцы и революционеры. Легализация. Памятники старообрядческой культуры в Петербурге. <br />
<br />
Лекция 2. «Заговоры и заговорщики 18-го века. От стрельцов до убийства Павла I». Юность Петра Великого. Московская смута. Уничтожение стрелецкого войска. «Заговор» царевича Алексея. После смерти Петра. Царствование Петра II – компромисс Александра Меньшикова и «верховников». Заговор Голицыных-Долгоруких и его идеолог Дмитрий Голицын. Переворот 1730 года. Расправа Анны Иоанновны с «верховниками». «Дело Волынского» и его жертвы. Приход к власти Елизаветы Петровны. Елизавета Петровна и Бестужев-Рюмин. Екатерина II и Мирович. Масоны. «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева. Конституционные проекты Екатерининского времени. <br />
<br />
Лекция 3. «Последний дворцовый переворот (декабристы)». Блестящий период русской гвардии: «он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес, а здесь он — офицер гусарской». Дуэли. Поражение в войне с Наполеоном и рост недовольства императором. Первые планы дворцового переворота. Война 12 года. Победители не получают ничего. Генеральская фронда. Орден русских рыцарей. Союз спасения. Союз благоденствия. Северные и южные общества. Междуцарствие. Были ли декабристы, и был ли у них шанс? Правда и легенда о декабристах.<br />
<br />
Лекция 4. «Николай I и интеллигенция». Винное, уксусное и гнилостное брожение русской дворянской элиты. Русская литература в оппозиции. Поздний Пушкин, Гоголь, Лермонтов, «Натуральная школа». III отделение и политические процессы 1820-х – 1840-х годов. Славянофилы и западники. Теория официальной народности. Дело петрашевцев. «Мрачное семилетие». Русская политическая эмиграция и появление вольной русской типографии. Смерть Николая I и русское общество. <br />
<br />
Лекция 5. «Нигилисты, народники, народовольцы». На ней слушатели узнали, что представители этих движений, - как правило, дети из хороших семей, - о тяготах народной жизни узнавали из произведений Некрасова. А их потребность в "несогласии" была сродни современной благотворительности. Отличие этих движений легко понять, сравнив двух литературных героев – Базарова из романа «Отцы и дети» и Верховенского из «Бесов». Нигилисты дали толчок к появлению женского образования в России, а народники, с их полным бескорыстием и аристократизмом, воспитали не одно поколение молодежи в духе отрицания пьянства, обогащения, моногамности. Преуспели они и в другом: благодаря своей неуловимости и хорошей организации народники держали царя в таком страхе, что Александр III целых три года, боясь покушения, откладывал поездку в Москву на собственную коронацию. Несмотря на то, что и помещики и крестьяне обеднели после реформ 1861 года примерно как после 1990го - и того, что 98% элиты резко выступало против перемен - никому не удалось поднять народ на борьбу с режимом. Царский двор поражает своим блеском воображение монархов Европы. Власть хитроумно и жестоко расправляется с подпольщиками. «Капитал» Карла Маркса и идеи Чернышевского теряют популярность, а с 1898 года «боевая» работа и вовсе оттесняет интеллектуалов на обочину. <br />
<br />
Лекция 6. «Боевые организации эсеров, большевиков, максималистов». На этой встрече, посвященной власти и ее оппонентам в русской истории, Лев Лурье говорил о революционном терроре времен Николая II. <br />
При Александре III, объявившем «тишину» для всякого рода нововведений и присмирившем народников, Россия вынуждена была сжиться с этой «тишиной». А идеи народников стали казаться , даже недовольным, утопическими и банальными. <br />
В 1890-е годы появляются новые молодые люди, воспитанные на учении Маркса. Некоторые идеи этой серьезной теории, такие как, например, классовая борьба, актуальны до сих пор. В программах и выступлениях новых партий впервые появляется идея о том, что мужик (крестьянин) – темное, бессмысленное существо, которое тянет Россию на дно. Программа уничтожения традиционной деревни, предпринятая в 1929 году, отчасти результат осуществления плана, задуманного еще тогда. Марксизм предполагает долгую борьбу против существующего помещичьего строя. <br />
Ситуация на арене политической жизни меняется в 1898 году, когда в Петербурге запретили традиционные студенческие гуляния на годовщину родного университета, а студенты, попытавшиеся протестовать, были жестоко наказаны. Обиды, нанесенные в юном возрасте, требовали отмщения. Так, появилась партия эсеров - самая грозная оппозиционная политическая сила начала 20 века. <br />
Далее в истории русской монархии наступил период сплошных ошибок, двигающих страну к перевороту. «Кровавое воскресенье» - шанс найти компромисс, превращенный в еще один «козырь» против власти. Позорная война с Японией – повод к тому, чтобы даже сторонники власти превратились в ее противников, а оппозиционные партии получили огромное количество спонсоров. <br />
Начинается борьба террористов и власти, яркая и кровавая. В этой борьбе нет правых и виноватых, как в любой Гражданской войне. <br />
<br />
Лекция 7. «Внутрипартийные оппозиции 1920-х – 1930-х годов». На прошедшей в понедельник встрече, которая была посвящена истории становления власти после октябрьского переворота, слушатели узнали, что праздник «23 февраля» носит довольно случайный и трудно объяснимый характер, не совпадая ни с какими историческими датами. А праздновать годовщину Красной армии в этот день решили скорее для того, чтобы скрыть позор от взятия немцами Нарвы, да бездействие балтийских матросов, направленных навстречу неприятелю, но не доехавших до линии фронта из-за найденной по дороге цистерны спирта. <br />
Первый раскол большевистской партии произошел в ходе принятия решения по вопросу войны с Германией. Тогда в составе партии еще были люди, способные к здоровому спору. Но постепенно ситуация двигается к тому, что «диктатура пролетариата превращается в диктатуру партии, а диктатура партии – в диктатуру 2-3-х людей». Уже к 20-му году у большевиков появляется серьезная оппозиция в лице их бывшей опоры - рабочих и матросов. И становится ясно, что удержать страну без компромиссов будет невозможно. В результате - объявлен НЭП, а позже - отменен «сухой» закон. <br />
Слушателям любопытно было узнать, что если бы балтийские матросы восстали на месяц позже, то восстание в Кронштадте победило бы. А если бы Ленин прожил еще хотя бы месяц, Сталина бы у власти не было. <br />
Сталин строил свою политическую игру, демонстративно пользуясь правилами, установленными в партии Лениным, - что не позволило соратникам разоблачить замыслы будущего диктатора. До 27 года с оппозицией мирились, до 30 – сажали, но прощали покаявшихся, а то, что произошло после 30-го, было страшным сном для тех, кто вышел из 1917. И похороны Маяковского были для многих похоронами идей революции. <br />
Сталин покончил с оппозицией физически. В мире не осталось ни одного живого троцкиста. А в коммунистической партии навсегда прекратилась идейная борьба, что сделало из этого института чистую формальность. В результате вскоре у руля встали такие, как Брежнев.<br />
<br />
Лекция 8. «Диссиденты». Началом правозащитного движения в СССР считается 5 декабря 1965 года, когда группа московских молодых людей вышла к памятнику Пушкину с лозунгами «Уважайте свою конституцию». <br />
С тех пор борьба против сложившихся в СССР порядков стала принципиально ненасильственной. Диссиденты были более законопослушны, чем власти. Ясно, что коммунистическая партия не хотела играть в эту игру. Под разными предлогами правозащитников арестовывали, сажали в психбольницы. Высылали за пределы отечества. Тем не менее, на протяжении 15 лет правозащитники не сдавались. Благодаря им власти не могли творить злодейство в тишине. Хельсинские группы рассказывали о нарушении прав человека всему миру, в том числе, и советским людям. В движение было вовлечено не больше нескольких сотен людей. Но их дело не пропало даром. Понимание беззакония и абсурда, царившего в стране, стало сначала достоянием интеллигенции, а потом, в какой-то степени, и народа. <br />
<br />
Лекция 9. «Подпольные политики брежневского времени». В 70-е годы официальная советская идеология вырождается. Ее воспринимают как набор ритуальных формул. В обществе возникают разнообразные политические течения, прямо оппозиционные власти и связанные с различными группами в Кремле. Это, прежде всего, русский национализм. Он разнообразен: от будущих деятелей «Памяти» до Александра Солженицына. Западнические идеи в их разных вариациях: от будущей партийной элиты эпохи Горбачева до Андрея Сахарова. В союзных республиках укрепляется местный национализм: где-то вполне респектабельный, европейского толка, а где-то - почти фашистский. Все современные политические течения, так или иначе имеют своих предшественников именно в эпохе застоя.<br />
<br />
Лекция 10. «Жизнь в условиях произвола». Главный способ не соглашаться со стилем жизни в брежневской России - эскапизм, создание параллельной реальности. Люди перестают читать официально разрешенные книги, появляются видеомагнитофоны с западными кинофильмами, практикуются квартирные концерты, выставки, семинары. Вся эта "подледная" жизнь выходит на поверхность в середине 1980-х с наступлением перестройки. Лекция Льва Лурье о том времени, когда «вторая» культуры становится первой.<br />
<br />
<br />
Лекция 1. «От Аввакума до Рябушинских». Смысл и значение никоновской реформы православия. Боярыня Морозова и другие борцы с нововведениями. Старообрядцы на Урале, в Сибири, на Дону. Кладбища как общинные центры. Старообрядчество и стрелецкие бунты. Выг. Поповцы и беспоповцы. Основные старообрядческие толки. Коллективные самосожжения. Старообрядцы и бизнес. Раскольники. Миллионеры. Попытка уничтожения раскола при Николае I. «В лесах» Мельникова-Печерского: старообрядчество середины XIX века. Петербургские старообрядцы и их вожди. Громовы и Кокорев. Старообрядцы и революционеры. Легализация. Памятники старообрядческой культуры в Петербурге. <br />
<br />
Лекция 2. «Заговоры и заговорщики 18-го века. От стрельцов до убийства Павла I». Юность Петра Великого. Московская смута. Уничтожение стрелецкого войска. «Заговор» царевича Алексея. После смерти Петра. Царствование Петра II – компромисс Александра Меньшикова и «верховников». Заговор Голицыных-Долгоруких и его идеолог Дмитрий Голицын. Переворот 1730 года. Расправа Анны Иоанновны с «верховниками». «Дело Волынского» и его жертвы. Приход к власти Елизаветы Петровны. Елизавета Петровна и Бестужев-Рюмин. Екатерина II и Мирович. Масоны. «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева. Конституционные проекты Екатерининского времени. <br />
<br />
Лекция 3. «Последний дворцовый переворот (декабристы)». Блестящий период русской гвардии: «он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес, а здесь он — офицер гусарской». Дуэли. Поражение в войне с Наполеоном и рост недовольства императором. Первые планы дворцового переворота. Война 12 года. Победители не получают ничего. Генеральская фронда. Орден русских рыцарей. Союз спасения. Союз благоденствия. Северные и южные общества. Междуцарствие. Были ли декабристы, и был ли у них шанс? Правда и легенда о декабристах.<br />
<br />
Лекция 4. «Николай I и интеллигенция». Винное, уксусное и гнилостное брожение русской дворянской элиты. Русская литература в оппозиции. Поздний Пушкин, Гоголь, Лермонтов, «Натуральная школа». III отделение и политические процессы 1820-х – 1840-х годов. Славянофилы и западники. Теория официальной народности. Дело петрашевцев. «Мрачное семилетие». Русская политическая эмиграция и появление вольной русской типографии. Смерть Николая I и русское общество. <br />
<br />
Лекция 5. «Нигилисты, народники, народовольцы». На ней слушатели узнали, что представители этих движений, - как правило, дети из хороших семей, - о тяготах народной жизни узнавали из произведений Некрасова. А их потребность в "несогласии" была сродни современной благотворительности. Отличие этих движений легко понять, сравнив двух литературных героев – Базарова из романа «Отцы и дети» и Верховенского из «Бесов». Нигилисты дали толчок к появлению женского образования в России, а народники, с их полным бескорыстием и аристократизмом, воспитали не одно поколение молодежи в духе отрицания пьянства, обогащения, моногамности. Преуспели они и в другом: благодаря своей неуловимости и хорошей организации народники держали царя в таком страхе, что Александр III целых три года, боясь покушения, откладывал поездку в Москву на собственную коронацию. Несмотря на то, что и помещики и крестьяне обеднели после реформ 1861 года примерно как после 1990го - и того, что 98% элиты резко выступало против перемен - никому не удалось поднять народ на борьбу с режимом. Царский двор поражает своим блеском воображение монархов Европы. Власть хитроумно и жестоко расправляется с подпольщиками. «Капитал» Карла Маркса и идеи Чернышевского теряют популярность, а с 1898 года «боевая» работа и вовсе оттесняет интеллектуалов на обочину. <br />
<br />
Лекция 6. «Боевые организации эсеров, большевиков, максималистов». На этой встрече, посвященной власти и ее оппонентам в русской истории, Лев Лурье говорил о революционном терроре времен Николая II. <br />
При Александре III, объявившем «тишину» для всякого рода нововведений и присмирившем народников, Россия вынуждена была сжиться с этой «тишиной». А идеи народников стали казаться , даже недовольным, утопическими и банальными. <br />
В 1890-е годы появляются новые молодые люди, воспитанные на учении Маркса. Некоторые идеи этой серьезной теории, такие как, например, классовая борьба, актуальны до сих пор. В программах и выступлениях новых партий впервые появляется идея о том, что мужик (крестьянин) – темное, бессмысленное существо, которое тянет Россию на дно. Программа уничтожения традиционной деревни, предпринятая в 1929 году, отчасти результат осуществления плана, задуманного еще тогда. Марксизм предполагает долгую борьбу против существующего помещичьего строя. <br />
Ситуация на арене политической жизни меняется в 1898 году, когда в Петербурге запретили традиционные студенческие гуляния на годовщину родного университета, а студенты, попытавшиеся протестовать, были жестоко наказаны. Обиды, нанесенные в юном возрасте, требовали отмщения. Так, появилась партия эсеров - самая грозная оппозиционная политическая сила начала 20 века. <br />
Далее в истории русской монархии наступил период сплошных ошибок, двигающих страну к перевороту. «Кровавое воскресенье» - шанс найти компромисс, превращенный в еще один «козырь» против власти. Позорная война с Японией – повод к тому, чтобы даже сторонники власти превратились в ее противников, а оппозиционные партии получили огромное количество спонсоров. <br />
Начинается борьба террористов и власти, яркая и кровавая. В этой борьбе нет правых и виноватых, как в любой Гражданской войне. <br />
<br />
Лекция 7. «Внутрипартийные оппозиции 1920-х – 1930-х годов». На прошедшей в понедельник встрече, которая была посвящена истории становления власти после октябрьского переворота, слушатели узнали, что праздник «23 февраля» носит довольно случайный и трудно объяснимый характер, не совпадая ни с какими историческими датами. А праздновать годовщину Красной армии в этот день решили скорее для того, чтобы скрыть позор от взятия немцами Нарвы, да бездействие балтийских матросов, направленных навстречу неприятелю, но не доехавших до линии фронта из-за найденной по дороге цистерны спирта. <br />
Первый раскол большевистской партии произошел в ходе принятия решения по вопросу войны с Германией. Тогда в составе партии еще были люди, способные к здоровому спору. Но постепенно ситуация двигается к тому, что «диктатура пролетариата превращается в диктатуру партии, а диктатура партии – в диктатуру 2-3-х людей». Уже к 20-му году у большевиков появляется серьезная оппозиция в лице их бывшей опоры - рабочих и матросов. И становится ясно, что удержать страну без компромиссов будет невозможно. В результате - объявлен НЭП, а позже - отменен «сухой» закон. <br />
Слушателям любопытно было узнать, что если бы балтийские матросы восстали на месяц позже, то восстание в Кронштадте победило бы. А если бы Ленин прожил еще хотя бы месяц, Сталина бы у власти не было. <br />
Сталин строил свою политическую игру, демонстративно пользуясь правилами, установленными в партии Лениным, - что не позволило соратникам разоблачить замыслы будущего диктатора. До 27 года с оппозицией мирились, до 30 – сажали, но прощали покаявшихся, а то, что произошло после 30-го, было страшным сном для тех, кто вышел из 1917. И похороны Маяковского были для многих похоронами идей революции. <br />
Сталин покончил с оппозицией физически. В мире не осталось ни одного живого троцкиста. А в коммунистической партии навсегда прекратилась идейная борьба, что сделало из этого института чистую формальность. В результате вскоре у руля встали такие, как Брежнев.<br />
<br />
Лекция 8. «Диссиденты». Началом правозащитного движения в СССР считается 5 декабря 1965 года, когда группа московских молодых людей вышла к памятнику Пушкину с лозунгами «Уважайте свою конституцию». <br />
С тех пор борьба против сложившихся в СССР порядков стала принципиально ненасильственной. Диссиденты были более законопослушны, чем власти. Ясно, что коммунистическая партия не хотела играть в эту игру. Под разными предлогами правозащитников арестовывали, сажали в психбольницы. Высылали за пределы отечества. Тем не менее, на протяжении 15 лет правозащитники не сдавались. Благодаря им власти не могли творить злодейство в тишине. Хельсинские группы рассказывали о нарушении прав человека всему миру, в том числе, и советским людям. В движение было вовлечено не больше нескольких сотен людей. Но их дело не пропало даром. Понимание беззакония и абсурда, царившего в стране, стало сначала достоянием интеллигенции, а потом, в какой-то степени, и народа. <br />
<br />
Лекция 9. «Подпольные политики брежневского времени». В 70-е годы официальная советская идеология вырождается. Ее воспринимают как набор ритуальных формул. В обществе возникают разнообразные политические течения, прямо оппозиционные власти и связанные с различными группами в Кремле. Это, прежде всего, русский национализм. Он разнообразен: от будущих деятелей «Памяти» до Александра Солженицына. Западнические идеи в их разных вариациях: от будущей партийной элиты эпохи Горбачева до Андрея Сахарова. В союзных республиках укрепляется местный национализм: где-то вполне респектабельный, европейского толка, а где-то - почти фашистский. Все современные политические течения, так или иначе имеют своих предшественников именно в эпохе застоя.<br />
<br />
Лекция 10. «Жизнь в условиях произвола». Главный способ не соглашаться со стилем жизни в брежневской России - эскапизм, создание параллельной реальности. Люди перестают читать официально разрешенные книги, появляются видеомагнитофоны с западными кинофильмами, практикуются квартирные концерты, выставки, семинары. Вся эта "подледная" жизнь выходит на поверхность в середине 1980-х с наступлением перестройки. Лекция Льва Лурье о том времени, когда «вторая» культуры становится первой.<br />
<br />
Остались вопросы?
Звоните: +7 812 701-01-57
«А что если...?»
Правила возврата билетов здесь
Не забывайте подписываться на наш Телеграм канал (там — еженедельная краткая новостная рассылка, а также кое-что ещё)
Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить!
Подпишитесь, чтобы получать информацию о наших событиях
Отзывы
Вы очень поможете тем, кто нас еще не знает, оставив здесь отзыв!
Чтобы оставить отзыв вам необходимо авторизоваться.