18.12.2019
Крепкие младенцы, слабые родители
Конспект первой лекции-диалога с психологом Катериной Мурашовой. Первой - потому что это цикл, где мы вместе с ней рассуждаем об истории воспитания - от кроманьонцев до поколения Z. Диалога - потому что это размышление вслух. И в ответ на вопросы и реплики зала.

Самые популярные проблемы современных детей:

- они вечно усталые
- их ничего не интересует

Это связано с тем, что мы, родители, начинаем воспитание с пренебрежения некоторыми механизмами, унаследованными человеком от животного мира:

1) невероятная устойчивость детёныша. Он очень крепок и психически и физически: на порядки больше чем мы, взрослые.

Пример: 60-е годы, землетрясение в Мехико. Эпицентр под самым центром города. Число жертв – сотни тысяч. В том числе рухнул роддом, в котором мамы и младенцы располагались отдельно. 18 штук младенцев. Над младенцами рухнуло еще 5 этажей, но бетонный блок упал так, что младенцев не раздавило. Матери тоже уцелели. Младенцы кричали пять суток подряд. Пять суток спасатели шли на крик, пять суток хоть кто-то из младенцев кричал. Некоторые впали в кому, но выжили все. Всех детей реанимировали. Все матери умерли.

2) Первое чему учит самка: установление границ. Куда можно, куда нет. Что можно делать, что нельзя. Но учит не так, как мы. Вот как это делают волки: самка показывает, что она боится (шерсть становится дыбом, плач), дети это видят и тоже боятся.


Как отучить ребенка выбегать на дорогу: дать ему побежать на проезжую часть - поймать, а потом представить, что его уже переехали, испугаться. Испуг ребенок почувствует и будет бояться этого сам. То, чего боится взрослая (в психологии это называется «значимая особь») обезьяна, того и боится маленький «обезьяныш».

Этот механизм можно убить, если подавать неправильные сигналы, которые ребенок просто не слышит. Это одна из ошибок «мам-объяснялок», которые все объясняют: «Ванечка, не надо совать гвозди в розетку, потому что там живет ток, ток тебя покусает, тебя отвезут в больницу, ты можешь умереть» Что такое «больница» или «умереть» в сознании ребенка? Дети не понимают, не осознают такие объяснения. То же самое работает и с интересом (что интересно взрослому, то интересно и детёнышу)

3) У нас есть встроенное ощущение времени (мы можем чувствовать время с точностью до 3-5 минут) – но оно тоже убито родительским контролем и использованием часов. Этот навык, кстати, можно восстановить

4) У нас есть встроенный регулятор насыщения. «Доешь суп, потом конфетку дам» или «Доешь все до конца, а то дети в Африке голодают» – неправильно. Правильно положить еду и уйти– сколько съест, столько и съест, он сам разберется. Будет столько, сколько нужно.

Итак, они у нас вечно усталые и их ничего не интересует. А что мы? Мы их учим. Вот два краеугольных камня обучения: наш пример и их собственные ошибки.

Родители часто приходят с проблемой: «Мой ребенок про всех говорит гадости, нет чтобы он за кого-нибудь порадовался». Скорее всего, это вы говорите про всех гадости, а ребенок просто копирует. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок рассказывал вам о своих чувствах, рассказывайте ему о своих. Если вы хотите, чтобы он подметал пол, подметайте сами и дайте маленький веник ребенку.

Дети избавлены нами от ошибок. Свободное исследование реального мира исключено, территории детских площадок ограничены сотней заборов и сделаны из «безопасных» материалов, везде все стерильно. Им объясняют что делать и чего не делать. А что им нужно – так это свободное исследование реального мира под присмотром взрослых особей. Если этого не будет – они найдут отдушину: имитация свободного поиска есть в интернете, поэтому детей туда и тянет.

Ну и, наконец, мы не прекращаем детско-родительские отношения. Если этого не сделать, никто из пары родитель-ребенок не становится взрослой самостоятельной особью. Из-за этого оба всю жизнь будут в дискомфорте. Но об этом – читайте «Под тенью Сатурна». А о следующих этапах формирования зрелой личности - на следующих лекциях-диалогах.
Горячее от ДК Лурье - только через WhatsApp

Подписаться