#самсебеэкскурсия. Сравниваем два конспекта «Главного в Главном». Конспект № 2.

04.07.2022

#самсебеэкскурсия. Сравниваем два конспекта «Главного в Главном». Конспект № 2.
«Городок Вильнёв-ла-Гаренн на берегу Сены» Альфреда Сислея – классически построенный, залитый солнцем пейзаж, с двух сторон кулисы, и всё вроде бы по канонам: что же здесь импрессионистического?

То, что это писалось прямо на берегу, а не в мастерской! Ранее было принято пейзаж писать так, чтобы первый план был тёплый, коричневый, центральный – зелёный, а дальний план – холодный. На пленэре всё иначе. Сислей видит, что ствол не коричневый, а зелёный, поросший мхом, а задний план, залитый солнцем, совсем не холодный. Он всегда начинал картину с неба, это задавало настроение пейзажу. Единственный из импрессионистов, он не дожил до своей славы и умер в бедности.

Моне родился в Париже, вырос в Гавре. Рисовал шаржи. Местный художник заметил его талант, и Моне отправился в Париж. Импрессионисты сдвинули представление о месте работы художника. Они работали на природе. Техника становится быстрой. Рваные мазки, нашлёпки краски и прочее – всё это нужно, чтобы ухватить момент. И вот он делает открытие: тень не серая, а цветная. Королём светотени он и станет. Небо ему не нужно – и Моне исключает его из картин. Не выписывает зелень, а набрасывает её небрежными мазками. Фактура наложения краски также создаёт объём листвы.

Сам термин «импрессионизм» – это от Моне. Он выставит картину «Впечатление. Восходящее солнце» (фр. Impression, soleil levant). За слово «впечатление» зацепился журналист, и название картины даст название направлению в живописи.

Писсарро был старше лет на 10 всех основных импрессионистов, но стал последователем этого стиля.

Эдгар Дега и его «Площадь согласия»: если для Моне главным был цвет и отсутствие строгих форм, то у Дега есть линии и мало цвета. А почему же он импрессионист?
Дело в интересе к жизни, в ракурсах, во впечатлении. Его картины, как кусочек фотографии: ощущение момента и движения. Стёрта грань между эскизом и картиной. Для Дега подчеркнуть характерный жест важнее, чем выписать лицо.


Он рано ослеп и оглох. Освоил «мастерство слепого» – стал лепить из глины. Его интересовала передача случайного, мимолётного жеста – и он мог по памяти передать это в скульптуре.

Импрессионисты вообще убрали из искусства сюжет. «Ренуар умеет сажать на свои картины крылья бабочек» – этим Дега сказал всё.



Вернуться к списку

Отзывы


Чтобы оставить отзыв вам необходимо авторизоваться.