#самсебеэкскурсия. Сравниваем два конспекта «Главного в Главном». Конспект № 1.

04.07.2022

#самсебеэкскурсия. Сравниваем два конспекта «Главного в Главном». Конспект № 1.
Огюст Ренуар обожал пастель: с её с помощью можно создать тончайшие цветовые переходы, некую ауру мечтательности.

А Анри де Тулуз-Лотрек отрёкся от праздно-аристократической жизни в своём имении, чтобы стать певцом парижских кабаре, кафе и дам полусвета. Его «Глухая Берта» в реальности никогда бы так не оделась, но Лотрек так умело сочетает цвета её платья и окружающего пейзажа, что это не смотрится аляповато. Ренуар – тот идеализировал своих моделей, а Лотрек, наоборот, заострял внимание на каких-то чертах (подбородок, нос). Эта гротескность – как раз то, к чему придут потом постимпрессионисты.

Дега всю жизнь рисовал танцовщиц, но не обязательно на сцене: он всё больше сосредотачивался на жизни закулисья, пытаясь поймать естественность движений во время отдыха, перерыва. Но – «писал не женщину, а картину»: его не интересовал их внутренний мир, он работал только с позой, композицией и цветом. Свои пастельные работы Дега проглаживал утюжком, чтобы они не осыпались и были многослойными. Современные художники, например, для этой цели пользуются лаком для волос.

«Постимпрессионизм» – название условное. Общего у художников того времени (конец XIX – начало ХХ века) было довольно мало.

Поль Сезанн – тот развивался обособленно. Он с юга, это аристократическое, очень консервативное место (Экс-ан-Прованс). Отец – банкир. Свой «Автопортрет» в тёмных тонах он написал с пастели Ренуара, а не с отражения в зеркале. Попытался с помощью цвета передать объём, писал плотно. А потом подружился с Писсарро и начал писать более светлыми красками, легче. Он всегда упорядочивает композицию, его отражение в воде – строгое, с контурами, совсем не такое, как у импрессионистов. Делал так, чтобы чувствовался цвет и объём каждого предмета, выписывал их, говорил: «Я ошеломлю Париж своими яблоками». Как бы вылепливал из цвета объём, его мазки, как кирпичики. И его, в отличие от мимолётности импрессионистов, интересовала вечность.

Неоимпрессионисты/пуантелисты – единственное более-менее целостное явление в постимпрессионизме. Их картины написаны отдельными мазками. В Эрмитаже это Жорж Сёра, Поль Синьяк, Эдмон Кросс. Нужно не смешать краски на палитре, а положить мазки разного цвета на картине рядом так, чтобы они на расстоянии слились в единый цвет уже в глазу. Так получается ярче.

Гоген был брокером на бирже, имел троих детей. Но искусство захватит его настолько, что он отошлёт семью и посвятит себя живописи. Впечатлится импрессионистами, станет самоучкой. Уедет на Таити, где родится его индивидуальный стиль. Краски, костюмы, типажи: ему нужно жить среди племени маори. Проникнется мироощущением таитян и найдёт свой рай на земле. «Когда я ухожу от реальности, я прихожу к сказке» – он уплощает объёмы, сосредотачивается на цветах и формах. Но его не примут. Он искренне не понимал, почему от художника требуют, чтобы он понимал обычных людей. Художник ведь не требует понимания своего искусства. Он разочарован и снова уедет на Таити, где останется уже навсегда.

Там ему не хватало материалов, приходилось иногда писать на мешковине. Из-за жаркого и влажного климата подготовить холст, как это делали в Европе, нельзя было, к тому же он экономил краску. Отсюда такая необычность его техники. Когда Щукин купил много картин Гогена и повесил их рама к раме в своём доме, один из критиков назвал это иконостасом Гогена, потому что много его картин написано на жёлтом фоне.

Ван Гог – сын голландского священника. Семья много переезжает, Ван Гог сменяет несколько профессий. Только в 27 лет он впервые проявит интерес к искусству. Тоже самоучка, «Арену в Арле» напишет под влиянием Гогена. Их совместная жизнь закончится катастрофой.

Рыжеватые, лиловатые поля. Природа как будто собирается крупными складками. Все поля – изогнутые. Все его работы передают его настроение, каждый мазок его кисти имеет определённую форму, направление. Свет он изображает какими-то концентрическими кругами. Ван Гог реформировал изобразительный язык. Присущая ему особая эмоциональность, экспрессивность накладывает отпечаток на любой сюжет.

За месяц до смерти он пишет «Белый дом ночью». Дом неприступный, зловещий, с тревожно горящими оранжевыми окнами, с одинокой звездой: идея дома как семейного очага для него недоступна. Он чувствует себя «бродячим псом», а всё, что мы о нём знаем, известно из его писем брату: там он очень подробно описывал своё состояние и мысли.


Вернуться к списку

Отзывы


Чтобы оставить отзыв вам необходимо авторизоваться.