#самсебеэкскурсия. Конспект ретротрамвайной поездки с Анной Маркович.

10.06.2022

#самсебеэкскурсия. Конспект ретротрамвайной поездки с Анной Маркович.
Первый общественный транспорт в Петербурге – омнибус – появился в 1830 году. Это – большая карета на конной тяге, на 10–20 мест. А вместе с крышей, называемой «империал», – до 40 человек. Такой транспорт дразнили «обни́мусь» или «40 мучеников».


Первая конка, передвигавшаяся по рельсам, появилась в 1860 году. Первые три года по ней перевозили только грузы. На подъёмах экипажи поджидали форейторы, которые подпрягали дополнительных лошадей и помогали преодолеть трудное место.


В 1895 году с января по март начали ходить ледовые трамваи. В лёд вмораживались столбы с электрическим проводом, вагоны вмещали в себя до 20 пассажиров. За сезон несколько таких маршрутов перевозило до миллиона человек.


Настоящая же железная дорога – это 1837 год – от Санкт-Петербурга до Павловска. Чадящее и тряское новшество пугало горожан, поэтому в Павловске устроили воксал (название произошло от воксхолла – увеселительного парка, открытого близ Лондона предприимчивой англичанкой Джейн Вокс), который одновременно был и музыкальным залом, и железнодорожной станцией. На протяжении целых 10 лет здесь дирижировал Иоганн Штраус. Ездить туда стало модно.



А настоящее трамвайное движение открылось только в 1907 году. Первый маршрут соединил Главный штаб с 8-й линией Васильевского острова. Билеты в трамвае продавались по тарифным участкам, кондуктор имел при себе несколько катушек с разноцветными билетами для разных зон, он должен был помнить, какому пассажиру сколько билетов продано и когда его высаживать.
Кондуктор не допускал в салон пассажиров в грязной одежде и с домашними животными. В 1917 году развитие трамвайной сети замедлилось из-за повышения цен на топливо и нехватки ремонтного персонала. В 1921 году ситуация стала налаживаться, появились новые линии.



Едем мимо Соборной мечети, возведённой к 300-летию династии Романовых. Тогда – самая северная мечеть в мире. После революции проработает ещё 20 лет, в конце 1930-х годов её закроют и устроят склад.



На Марсовом поле (Царицыном лугу) не только парады, но и строевая подготовка, а также наказания для проштрафившихся нижних чинов.



Михайловский замок – в честь архангела Михаила, которого Павел считал своим покровителем. Как гласит легенда, на одном из балов любовница Павла Анна Лопухина уронила перчатку бледно-красного цвета. Царь подобрал её и сказал, что теперь знает, как должен выглядеть его будущий дворец.



Дворец княгини Зинаиды Юсуповой на Литейном – дом звезды большой величины: красота, богатство, положение в обществе. Она прихрамывала, что не мешало ей ловко танцевать. На один из многочисленных балов принесла дедовский костыль, рукоятка которого была сплошь усыпана крупными бриллиантами.



Военно-медицинская академия не просто госпиталь для имперских солдат и офицеров, это передовая институция. Именно здесь – первые в России клиники: терапевтическая и хирургическая.



Нобелевский городок на Лесном проспекте насчитывает 13 жилых домов и несколько административных зданий. Он должен был сочетать функции работы, быта и отдыха. Жильё здесь получали лишь квалифицированные рабочие завода, остальные жили в бараках поодаль. Всё это было загородом до середины 20-х годов.



Знаменитая Выборгская фабрика-кухня не только столовая, но и общественно-культурный центр, где рабочие могли отдохнуть в обеденный перерыв. А вечером работающим женщинам не надо было ещё и стоять у плиты.



Большой Сампсониевский проспект – самая старая трасса северо-запада из Ниеншанца на Выборг.



Гренадерский мост был назван в честь лейб-гвардии Гренадерского полка, казармы которого находились поблизости. В гренадеры отбирали крепких и смелых парней, обучали их метать горящую гранату. Наша Янтарная комната – ответный презент Петру I, который подарил королю Фридриху Вильгельму 53 отборных гренадера.



Особняк Матильды Кшесинской – нежная «зефиринка»: особый талант Кшесинской состоял не только в умении обаять мужчин. Со всеми своими любовниками она сохранила дружеские отношения и умело пользовалась их поддержкой.



Тучков буян (остров), на самом деле – Пеньковый. Здесь стояли деревянные склады для пеньки, из которой изготавливали корабельные канаты.



Церковь Святой Великомученицы Екатерины с большим куполом, где стоит знаменитый «Пионер», или «Ангел – пустые руки». Крест ему вернули только недавно, а десятилетиями фигура стояла без него. Потому что крест был медным, атеисты отправили его на переплавку, а самого ангела вымазали чёрной краской, таким его и запомнил Васильевский остров.

Вернуться к списку

Отзывы


Чтобы оставить отзыв вам необходимо авторизоваться.