#самсебеэкскурсия. Конспект о современном искусстве с Антоном Успенским

27.05.2022

#самсебеэкскурсия. Конспект о современном искусстве с Антоном Успенским
Принципиально новое веяние в искусстве – это вторая половина ХХ века. Именно тогда искусство впервые начало питаться само собой. Автор же уходит в тень. Теперь он всего лишь посредник между ранее созданным и нами.


Тяжёлый военный кризис сильно изменил искусство. Теперь в нём преобладают гротеск, ирония и сатира. Яркий пример – Энди Уорхол. Изначально прославился как модный дизайнер. Издеваясь над временем массового производства, он издевается и над искусством: его нужно тиражировать «Я хочу быть машиной» – его слова.


Кроме того, в искусстве появляется «пятый элемент» – зритель. Его присутствие становится содержанием произведения искусства (яркий пример – зеркальное произведение Пистолетто Микеланджело «Стена», представленное на выставке).


Поп-арт сперва именовался новым реализмом. Новые технологии промышленного производства влияют и на способы, методы и материалы, необходимые для создания произведений искусства. Станок становится доступным средством, благодаря которому получают абсолютно одинаковые предметы. Нет ни оригинала, ни копии.
Ещё яркий пример эпохи – Рой Лихтенштейн. Он по-своему перерабатывает комиксы, переосмысляет их изображения. Смешивает и высокое, и низкое. Попытка найти контакт со зрителем. Задать вопрос: «А что вообще есть красивое?»


Широко известно каноническое определение концептуализма, принадлежащее Илье Кабакову: «Художник мажет по холсту. Зритель смотрит. Художник перестаёт мазать по холсту и начинает мазать по зрителю». Происходит детриумфация языка. В постмодернизме прямое высказывание не гарантирует понимание. Становится популярным цитирование других авторов в собственных работах. Искусство про искусство. Создатели как бы задают вопрос: «А зачем нам оригинал?»

Вернуться к списку

Отзывы


Чтобы оставить отзыв вам необходимо авторизоваться.