#самсебеэкскурсия. Конспект «Пушкинский Дом с Павлом Котляром»

04.05.2022

#самсебеэкскурсия. Конспект «Пушкинский Дом с Павлом Котляром»
Здание Пушкинского Дома – это офис времён Николая I. После войны с Наполеоном здесь находилась таможня. Что не мешало оформить главную лестницу в стиле ампир, а аванзал (по-нашему, актовый) сделать похожим на Павловский дворец.

Сам же Пушкин стал «нашим всем» лишь при советской власти: в 1937 году 100-летие его праздновалось – именно праздновалось – в стране впервые. Помогла цитата Ленина: «Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнётом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества». Именно в этом ключе и будет дальше развиваться советская литература.

Из прекрасного творческого отпуска, которым была ссылка в Михайловское, поэта вернул лично Николай I. Царь сделал Пушкина полковником (камер-юнкером), чем не очень осчастливил поэта. Теперь тому приходилось посещать царские балы и смотреть, как царь танцует с его женой.

А вообще, Пушкинский Дом – это без всякого преувеличения литературный Эрмитаж или Третьяковская галерея. Только роль его понятна лишь посвящённым. Благодаря каким ещё исследователям мы бы узнали, к примеру, что после смерти Пушкина Жуковский взял да и… переписал его тексты, чтобы они прошли цензуру? Здесь, кстати, все рукописи Пушкина, а доступ к ним имеют только четыре человека в мире. Да и вообще, по-настоящему понять «наше всё» нельзя без знания, кто такие Вяземский и Баратынский.

Дом – отличное место, чтобы перестать «мёртво» воспринимать русскую литературу. Вот тот же «Отцы и дети» – роман, который надо воспринимать в контексте эпохи Александра I. Да и биографии русских литераторов являются самыми интересными для изучения во всём мире. Как говорят американские исследователи, «у американских драматургов что исследовать, ну родился, женился – и всё! А вот у вас так интересно, особенно в сталинское время». Один из ярких тому примеров фраза: «Радищев – бунтовщик хуже Пугачёва» – это, собственно, описание всей русской литературы.

Лермонтов. Важен тем, что он ещё и писал живопись маслом, картины из ранних находятся здесь, в Пушкинском Доме. В отличие от Пушкина Лермонтов был отправлен на войну на Кавказ не за стих, а за дуэль с сыном посла Франции. И был он не очень приятным человеком.

Лев Толстой. Совершенно не петербургский герой, но в Пушкинском Доме ему отведён целый зал. Шил сапоги, соревнуясь с Фетом, кто лучше сошьёт. Но главное, что он был классиком всенародным и признан при жизни. Похороны Толстого очень напрягли власть: вышли десятки тысяч человек, и чиновники боялись, что начнётся революция.

Тургенев. Не просто был очень влиятельным в интеллектуальной жизни Франции, но и достаточно сильно повлиял на французскую традицию романа.

Гоголь. Портрет Гоголя – один из самых важных экспонатов Пушкинского Дома. «Мёртвые души», как и все русские патриоты, писал в Риме и Женеве, лишь однажды приехав в Россию, чтобы вспомнить, как выглядит русская тройка.

Гончаров. Он вовсе не был Обломовым. А его «Фрегат "Паллада"» – очень важный для того времени текст: впервые туземцы не описываются как дикари, а как другая культура. С уважением, без «бремени белого человека».

Пытаясь понять русских классиков, нужно смотреть их «блоги» – колонки, которые они вели в газетах. Только так проникаешь в контекст времени – необходимейшую вещь в исследовании русской литературы!

Вернуться к списку

Отзывы


Чтобы оставить отзыв вам необходимо авторизоваться.